Главная страница

Сайт "Корпоративные финансы"

E-mail: dvsfin@mal.ru

Бизнес-план
За то время, что я работаю в области бизнес-планирования, мне приходилось выступать и в роли независимого консультанта и в роли работника фирмы осуществляющей планирование своей деятельности. Очень часто я сталкивался с просьбой обучить какого нибудь из сотрудников фирмы клиента или другого сотрудника отдела, в котором я работал тому, как надо составлять бизнес-план, оценивать бизнес и т.п.
Я вобщем никогда не делал секрета из своей работы. Более того, я всегда считал, что человек который обосновывает некий успех особым даром, магией, тайными секретами школы, это просто шарлатан, который очень боится за свое место. Профессионалу нечего скрывать. Я всегда могу рассказать как и что я сделал. Но вот, что меня всегда страшно смешило, так это то, что с кем я работал, обычно считали, что главные свои профессиональные тайны я скрываю. Почему? Стандартный вариант. Человек который приходит к тебе, чтобы "выведать секреты мастерства", сразу просит предоставит ему некие формы, по которые надлежит заполнить, при разработке проекта. Сообщить им формулы, по которым производится расчет, после чего, с их точки зрения, их обучение будет завершено. Как не странно, точно так же обычно, полагают и начальники. Я всегда объясняю, что формы то конечно есть, и формулы тоже. Но они всегда индивидуальны. Свои, для каждого проекта, потому, что каждый проект имеет свою специфику. Даже в одной отрасли, разные предприятия работают в различных условиях. Необходимо просто знать единые принципы по которым производится анализ и оценка проектов. Зная их, и обладая самыми базовыми знаниями по оценке инвестиционных проектов, которые вы можете почерпнуть во многих справочниках и интернет изданиях, вы вполне можете выстроить строго логичную и наиболее соответствующую данному конкретному бизнесу форму прогноза и его оценки. Увы, именно этот мой подход обычно и расценивался как попытка скрыть некую, "уникальную", методику.
Да, я действительно считаю, что ни "уникальных", ни "универсальных" методик не существует. Методики есть правильные и неправильные. Экономика, наука логичная. Следовательно, правильная методика логична. А значит, человек обладающий логикой, вполне способен её не только понять но и сам вывести. Конкретные формы расчета, это уже конечные производные. Вот они то и уникальны для каждого проекта. А вот попытка просчитать все проекты исходя из, пусть даже очень удачно выполненной формы расчета одного конкретного конкретного проекта, увы, если и позволит учесть все факторы, влияющие на его успешность, то не позволят стороннему эксперту, изучающему конечный документ, разобраться в специфике дела. А хороший бизнес-план, в частности, всегда хорош тем, что позволяет любому инвестору, банковскому работнику, потенциальному партнеру, сразу понять потенциальную выгоду, риски и факторы проекта. Но нельзя по одной схеме описывать экономику штамповочного производства во Владивостоке, театра в Петербурге и сельхозфермы в Ингушетии. Поэтому, нет универсальных схем, но есть универсальная логика, она то и поможет вам в вашем деле.
На этой страничке я публикую свою "уникальную" методику, которую у меня неоднократно пытались выведать разные "разведчики", которую я никогда не скрывал, и всем старался объяснить. Пользуйтесь. Надеюсь, вам она поможет.

Существует множество разных вариантов бизнес-планов. И разняться они тем, для кого они пишутся. Бизнес-план, имеет смысл писать для себя, для партнера (инвестора), для покупателя вашего бизнеса, для банка у которого вы хотите получить кредит.

Бизнес план ДЛЯ СЕБЯ. Нужен ли он? Вообще-то стоит. Если вы собираетесь построить садовый домик и разбить при нем садик, то вам стоит для начала составить проект. В противном случае вы можете обнаружить, что подготовили слишком маленький фундамент, у вас получилась очень неудобная планировка комнат, вы просто размахнулись на долгострой на который у вас нет ни времени ни денег. Обидно будет всё это выяснять, когда вы уже вложили свои деньги и время в начальный этап. Проще, в начале составить план и простенькую калькуляцию. То же самое относится к бизнесу. Разумеется, бизнес обычно организуют, для того чтобы заработать денег. Но валовая выручка мало кому интересна. Нужна прибыль. То есть максимальная положительная разница, между планируемыми доходами и расходами. Значит, вам надо запланировать все доходы и расходы. Вот вам и две главы бизнес плана. Но это еще не всё. Вам надо определить, как собственно зарабатываются деньги. Сможете ли вы продать вашу услугу, в каком объеме. Это первая глава "Маркетинг". Возможно, уже в этой часте исследования вы поймете, что никому ваш бизнес не нужен и не будете тратить время и деньги на продолжение трудов. Далее, вам надо четко представить себе всю технологию бизнеса. По пунктам и до винтика. Сколько вы будете работать. Как. Какое оборудование. Какое потребление каких ресурсов в количественном выражении. Это вторая глава "Технология". Не прописав её достаточно четко, вы не сможете корректно определить расходы, инвестиционные и текущие. Бизнес начинается с некой инвестиционной части. То есть, если вы хотите заняться частным извозом, вам надо купить автомобиль. Возможно вам надо получить права, купить гараж, и скорее всего, получить лицензию. Вы это делаете в начале. Это должно быть описано во второй главе. Это ваши инвестиции. И вам это стоит описать в третьей главе "Инвестиции". Здесь вы по пунктам должны описать всё на что собираетесь тратить деньги для организации бизнеса. Возможно, на этом этапе вы поймете что денег у вас недостаточно. Тогда вам придется либо отказываться от идеи, либо искать партнера, либо кредит. Здесь вы должны с этим четко определиться. Далее, за определенный промежуток времени, вы хотите вернуть эти деньги. Определите за какой и распишите, по годам, кварталам или месяцам, сколько вы считаете возможным получить за эти периоды выручки. Это ваша четвертая глава: "Доходы". Сравните их объем за планируемый период и может уже это многое вам скажет о перспективах бизнеса. Дале, на те же периоды, вы планируете все текущие расходы (бензин, техобслуживание, пр.) При этом, отдельными разделами стоит выделить наиболее важные расходы, а мелкие, можно учесть в статье прочие. (Вот почему нет универсальных схем). Если они не велики (до 5%), вы вполне можете привязать их в процентном соотношении к какой либо из основных статей расхода или дохода. Практика показывает, что это часто дает достаточно точный прогноз и не забирает у вас время на длинное и сложное прогнозирование, скажем потребности в стеклоочистителях в течение года. Все исходные данные вы должны взять во второй главе вашего плана. Таким образом, составив пятую главу «Расходы» и сравнив её с планируемыми доходами, вы уже многое можете сказать. Но не торопитесь с окончательными выводами. Вам еще предстоит глава шестая «Налоги», где на основании предшествующих расчетов и действующего законодательства, вы должны рассчитать, что вы должны будете заплатить государству. А вот теперь, делаете главу седьмую, «Прибыль». Конечно, это доходы, уменьшенные на текущие расходы и налоги. Сравниваем с суммой инвестиций. Это уже глава восьмая: «Финансовый результат реализации проекта». Положим, прибыль всё-таки больше, чем инвестиции. (В противном случае, вам стоит констатировать, что в интересующий вас период инвестиции не окупаются). А если больше, это критерий? Не совсем. Прикиньте, как вы еще бы могли разместить эти деньги на рассматриваемый период. Частное лицо может положить их в банк, фирма пустить в оборот. Какой доход вы бы получили сделав так? Уменьшите разницу между прибылью и суммой инвестиций, на возможной доход от этого, альтернативного использования средств (это будет дисконтированная прибыль), и вот тогда решайте, нужно ли вам то, во что вы ввязываетесь? Разумеется, есть классические методы оценки эффективности инвестиционного проекта (NPV & IRR-методы). Вы можете ознакомиться с ними, купив справочник по анализу инвестиционных проектов. Моя задача, сейчас дать понять саму логику оценки. И так, вы прописали каждую главу, сопроводив её расчетами в таблицах разработанных в соответствии со спецификой бизнеса. Получили положительный результат. Закончили? Ничего подобного. Вам еще надлежит прописать девятую главу «Риски», где вы укажете все риски влияющие на ход вашего бизнеса. И вот уже сопоставив экономический эффект и риски, вы можете сделать выводы, которые и запишите в главе десятой «Выводы».

Бизнес-план готов. Вы можете нести его в банк или партнеру. Ничего подобного. Он ведь отвечает на ваши вопросы, а не их. Поэтому, документ вам надо изменить.

Бизнес-план для ПАРТНЕРА (инвестора) должен открываться главой «Предложения инвестору», где вы распишете, что вы ему предлагаете, какую долю в бизнесе, какие выгоды. (Может он сможет бесплатно кататься на вашей машине. Это может быть важно для него и повлиять на решение о вхождении в ваш бизнес). Далее, всё описывается точно так же как в бизнес-плане для себя, ведь вы предлагаете тому кому пишете стать сособственником бизнеса, а значит и вопросы у него те же. Только глава «Выводы», должна писаться с его точки зрения, а не с вашей. Если же вы предлагаете войти партнеру в уже существующий бизнес, вам нужно найти место для главы, «Текущее состояние предприятия», где опишите финансовое положение предприятия, его собственность и другие существенные моменты.

Примерно так же пишется бизнес-план, для ПОКУПАТЕЛЯ бизнеса, с той только разницей, что здесь должна быть четко обоснована цена которую вы запрашиваете за бизнес, исходя из стоимости имущественного комплекса предприятия или приносимой им прибыли. Этот расчет желательно сделать в разделе «Выводы» или перед ним, в отдельной главе.

БАНК, не интересуется вашей технологией. Но, если он будет вас кредитовать, он тоже рискует. Поэтому, достаточное представление о бизнесе он должен иметь. Единственная глава которую вы можете сократить в объеме, это описание технологии. Но убирать её тоже нельзя. Банкиры тоже хотят знать откуда деньги берутся и куда расходуются, хотя детали им не особо интересны. Но, после расчета финансового результата, вы должны ввести обязательную главу «Расчеты по кредиту», где детально опишите когда и какие планируете получить деньги, на каких условиях и как планируете отдавать, опишите залоги.

Вот собственно и всё. Если вы профессионал в своем деле и обладаете достаточной логикой, вместе с имеющимися сейчас на рынке многочисленными пособиями по составлению бизнес-планов, эта схема поможет вам разработать приемлемый документ. Если же вы не чувствуете в себе таких сил, обратитесь к профессиональному консультанту. Но ради Бога, не берите, пусть даже успешный бизнес-план другого предприятия, для того чтобы скопировать его. Это противоречит логике, а значит неверно.



Сайт управляется системой uCoz